b121b8da     

Бережной Сергей - Борис Штерн - Сказки Змея Горыныча


Бережной Сергей
_________________________________________________________________
Борис ШТЕРН. Сказки Змея Горыныча. / Худ. А.Бондаренко.-- Киро-
воград: ОНУЛ, 1993 (Отечественная фантастика).-- 320 с., ил.; 35
т.э.; ТП; 84х108/32.
_________________________________________________________________
Дождались!!!
Наконец-то нашлись люди, догадавшиеся выпустить сборник Бори-
са Штерна в нормальном переплете. Все (две) предыдущие его автор-
ские книжки выходили в мягких обложках и на долгую жизнь (в отли-
чие от рассказов Бориса Гедальевича) явно не претендовали. И вот
-- третий заход.
Сборник составили два цикла ("Сказки Змея Горыныча" и "Приклю-
чения Бел Амора") и отдельно взятый шедевр "Безумный король". В
цикл о Бел Аморе по вполне понятным причинам не вошел рассказ
"Досмотр-2", остальные же четыре вещи ("Чья планета?", "Досмотр",
"Спасать человека" и "Кто там?") в сборниках Штерна уже выходили
-- как, впрочем, и "Безумный король". Если меня не подводит па-
мять, Штерн сделал в большинстве текстов косметические поправки
-- не кардинальные, но заметные. Рассказам это не повредило.
В "Сказки Змея Горыныча" включен знаменитый и очень любимый
массами (и мною в том числе) "Горыныч", а также пять вещей, в
книгах доселе не появлявшиеся. Именно на этой пятерке и стоит ос-
тановиться подробнее.
"Кащей Бессмертный -- поэт бесов". Прекрасный рассказ-притча о
том, как официально признанный бездарным поэт Кащей за талантом
ходил. Рассказ написан заметно более тяжелым слогом, чем сходный
по подходу к теме "Горыныч" -- жаль, конечно, но что поделать:
иные времена, иные тексты. В "Горыныче" (1976) даже чернуха пах-
ла черемухой, в "Кащее" же (1990) нужником благоухает абсолютно
все. Возможно, пессимизм Штерна и далее будет возрастать обратно
пропорционально курсу украинского карбованца -- лично я могу об
этом только сожалеть.
"Иван-Дурак, или Последний из КГБ (из исторических сказок Змея
Горыныча)" относится, на мой взгляд, к повестям, которые очень
интересно читать и абсолютно неинтересно перечитывать. В повести
масса увязок на реалии предпоследнего (августовского) российско-
го путча, на чисто фэнские и околофантастические обстоятельства
(кто не знает -- не поймет) и угрызания известных исторических
деятелей (типа Якова Бронштейна). Написано все по-штерновски
блистательно, читается навылет -- и не более того. Шикарная фор-
ма при содержании, близком к абсолютному нулю. Безусловно, такие
вещи тоже нужно публиковать -- хотя бы за тем, чтобы у автора
впоследствии не возникло желания написать нечто подобное...
А вот "Реквием по Сальери (Из музыкальных опусов Змея Горыны-
ча)" меня здорово порадовал. Великолепная, тонкая и очень точная
сатира на новое поколение администраторов от искусства, сменив-
ших в руководящих креслах соцреалистических монстров. Как написа-
но! Какие краски! Какая, черт побери, музыка!.. И ложка густого
дегтя в финале: снова путч, танки, стрельба, вынос тел. Зачем?
Бог весть. Неужели Штерн не нашел более достойного способа зак-
руглить отлично задуманный сюжет?
Миниатюрка "Остров Змеиный, или Флот не подведет!" -- еще один
один образчик злободневного штерновского юмора. Мишенью его на
этот раз послужила страсть военно-морских сил всех стран черно-
морского бассейна (и еще США) занимать стратегические рубежи быв-
шего СССР. На мой взгляд, мелковато для Штерна. Хотя, опять же,
читается навылет и с большим удовольствием.
Рассказик "Туман в десантном ботинке (из лирических сказок


Содержание раздела